Влияние планет на чакры
В разных культурах сложились свои системы так называемых сакральных ("священных") чисел: так, греки выделяли четыре стихии, китайцы — пять, монголы — шесть, буддисты — восемь... Семерка, восьмерка и десятка, не говоря уже о двенадцати (знаки Зодиака), сакральны почти повсеместно, однако в каждой культуре они интерпретируются и структурируются по-разному, поэтому свести их воедино не удается.
Так, Зодиак на Востоке и на Западе включает двенадцать знаков, однако "наложить" круг фигур Птолемея на круг животных очень трудно: и границы секторов не совпадают, и характер у героев древнегреческих мифов не тот, что у китайских. Что уж тут говорить о совмещении семерки с десяткой (чакры и сфирот)?
Поэтому эти системы обычно и не совмещают, а пользуются ими раздельно. Они совместимы лишь на философском (космологическом) уровне, когда речь заходит об изучении всеобщих закономерностей устройства мира и человека, и окказионально, то есть применительно к той или иной практической потребности.
Такая потребность недавно у меня возникла. Меня спросили, можно ли по космограмме узнать, какие чакры у человека работают. Поскольку прежде я не задумывался над этим, то и ответил, что не знаю. Но проблема меня заинтересовала. В ходе ее изучения выяснился ряд интересных закономерностей, о которых я и хочу рассказать.
Чакр вообще известно довольно много, но на первой стадии анализа я ограничился системой семи, точнее, шести классических чакр (шат- чакра нирупана[1]: седьмую, высшую чакру в ней выделяют особо[2]), и семью классическими планетами.
Сразу же оказалось, что в мировой практике по этому вопросу нет единства. На Западе (и у нас) обычно предпочитают сопоставлять чакры и планеты просто в восходящем порядке:
Сахасрара Сатурн (и высшие планеты)
Аджна Юпитер
Вишуддха Марс
Анахата Солнце
Манипура Венера
Свадхистхана Меркурий
Муладхара Луна
Естественно было проверить, как сопоставляют чакры и планеты сами индийцы. Оказалось, что они придерживаются того же принципа, только порядок следования ("старшинства") планет у них несколько иной[3]:
Сахасрара Меркурий
Аджна Юпитер
Вишуддха Венера
Анахата Сатурн
Манипура Солнце
Свадхистхана Луна
Муладхара Марс
Санкт-Петербургский астрологи Семира и В. Веташ[4], также занимавшиеся этой проблемой, предлагают свой порядок:
(сахасрара Нептун)
аджна Нептун, Прозерпина
вишуддха Меркурий, Уран
анахата Луна, Сатурн
манипура Солнце, Юпитер
свадхистхана Венера, Плутон
муладхара Марс, Вулкан
Верхняя чакра, сахасрара, приводится условно, потому что Семира и В. Веташ также выделяют ее из общего ряда. Кроме того, санкт- петербургские коллеги сопоставили чакры с десятью сфирот (или, как еще говорят, сефирот), что придало моим поискам новое интересное направление. Но об этом чуть позже. Схема же у них получилась такая: сахасрара Кетер аджна Хохма, Бина вишуддха Хесед, Гвура анахата Тиферет манипура Ход, Нецах свадхистхана Йесод муладхара Малкут
Наконец, у британской исследовательницы Барбары Шермер[5] я нашел еще одну схему, в основе которой лежит учение Крийя-Йоги:
Чакра для мужчин/ для женщин
аджна Солнце (Лев)/ Луна (Рак)
вишуддха Меркурий (Близнецы)/ Меркурий (Дева)
анахата Венера (Весы)/ Венера (Телец)
манипура Марс (Овен)/ Плутон (Скорпион)
свадхистхана Юпитер (Стрелец)/ Нептун (Рыбы)
муладхара Уран (Водолей)/ Сатурн (Козерог)
Почему отсутствует седьмая чакра, читатель уже знает: это не следующий по номеру член ряда, а качественно иная сущность, объединяющая предыдущие. Логически достраивая эту схему, высшую чакру можно связать с лунными узлами (Голова и Хвост Дракона), которые индийцы включают в ряд планет на равных правах с остальными.
Так или иначе, эта схема оказалась и более дифференцированной, и более логичной, чем предыдущие, потому что уже представляла собой синтез нескольких систем, к тому же выполненный на достаточно высоком уровне. Оставалось лишь соединить ее с другими системами, уровень проработки которых был бы по крайней мере не ниже, чем у этой. В результате получилась следующая схема (см. рис.). На рисунке показаны не все, а лишь важнейшие элементы схемы, остальные описываются в тексте. Знаки Зодиака на центральном круге не следуют друг за другом по часовой стрелке или против, а даны "вразбивку", чтобы не разбивать фигуру андрогина на мужские и женские элементы в шахматном порядке.
(прим. редактора: схему найти не удалось, если у кого-то есть - свяжитесь через форму обратной связи)
А теперь — комментарии к схеме.
Еврейские ученые насчитывали десять сфер или оболочек — сфирот, сопоставляемых с десятью именами Бога. "Само слово "сефирот" переводится как "счисления", во множественном числе, что подчеркивает многоплановость этого понятия. Со словом "сефир" этимологически связано через арабский язык наше слово "цифра", и сефироты действительно сопоставляются числовым понятиям от одного (Кетер) до десяти (Малькут), по числу пальцев рук. Они противопоставляются друг другу как 5 против 5-ти, но в каждом таком противопоставлении сефирот заложено их единство... Сефирот — это не только число и соответствующая ему идея, но целый архетипический образ, универсальный и для человека, и с точки зрения Космоса"[6].
Кроме того, ученые-каббалисты делили мир (миры) на две большие части — видимую и невидимую: "Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем десять сфирот, чтобы с их помощью управлять мирами скрытыми, которые невидимы, и мирами открытыми... "[7] К видимым мирам относится Земля, на которой мы живем, то есть сама наша планета как "реальность, данная нам в ощущениях" (Асия, от "аса" — созидать, творить, ср. греч. "усия", сущность; любопытно также сходство — или сродство? — с числительным "эсэр", десять), а также ее тварный мир, то есть Творение (Йецира, от "йецер" — выделывать, ваять).
"... Ты сотворил небо и землю, и создал из них Солнце, Луну, звезды и планеты, а на земле — деревья, разнообразные растения, райский сад, травы, диких и домашних животных, птиц, рыб и людей"[7].
Отсюда — названия первых двух миров.
Мир реального
Мир Реального или Общий мир (Олам ха-Асия, ср. с санскр. "саха-лока" — населенный мир), включающий одну-единственную (десятую) сфиру, Малкут (Царство), носящую, однако, "общий" характер: "Ты создал этот мир таким, что, созерцая его, можно получить представление о его прообразе — высшем мире"[7]. Сказано также, что "конец заложен в начале"[8] и, таким образом, в сфире Малкут отражаются высшие сфирот — первая, вторая и третья, о которых речь пойдет позже. Ср. также с названием высшей, седьмой чакры — сахасрара. Из чакр сфире Малкут прямо не соответствует ни одна; лишь сахасрара, эта всеобъемлющая, качественно иная сущность, присутствует в ней в непроявленной форме.
Мир творения
Второй мир, мир Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы), включает три сфирот. В Махаяне также говорится о существовании "десяти взаимопроникающих миров", особенно разработанных в тяньтайском направлении буддизма[9]. При этом наш мир, саха-лока, в их число не включается, ибо эти миры представляют собой десять состояний существования — шесть "обыкновенных" (видимых) и четыре "святых" (невидимых). Так складывается вполне логичная схема увязки трех сфирот видимого Мира Творения с шестью первыми мирами Махаяны. Из чакр же к этому миру относятся три первые — муладхара, свадхистхана и манипура.
Муладхара
Итак, Мир Творения начинается с девятой сфиры, именуемой Йесод — фундамент, основа здания, форма. "Йесод — завершение туловища, знак священного завета"[7]. Туловище завершается половыми органами, точнее, точкой хуэй-инь ("слияние инь", VC1): "чакры суть части сукшма шарира (эфирного тела — Н. М.), но в вашей физиологии и анатомии есть точки, соответствующие им"[10]. Соответствия с точками переднесрединного меридиана (VC) можно найти практически для всех чакр.
Эта точка соответствует муладхаре, связанной со строительством и "фундаментом" храма нашего тела (ее название означает "коренная"[1]), с тем, что мы получили из прошлых воплощений, с чувством обоняния и стихией земли. Ведь, как известно, древние евреи клялись, положив руку "под стегно" — свое или отца своего. Не прибегая к обширному лингвистическому комментарию, укажем, что имелись в виду половые органы[11].
Тем более, что сама муладхара изображается в виде красного лотоса с четырьмя лепестками, в чашечке которого расположен треугольник, а в треугольнике — фаллический символ Шивы, сваямбху- линга[12].
В традиционной схеме, следующей расположению планет "от Земли" и выше — Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн — этой сфире, а также этой чакре должна была бы соответствовать Луна. Однако из кармической астрологии известно, что важнейшей кармической планетой является Сатурн — "врата перехода из одной земной жизни в другую"[13]. Кроме того, Сатурн отвечает за формообразование, оформление: вот смысл сфиры Йесод. Таким образом, сфире Йесод и муладхаре соответствуют Сатурн и Козерог.
Роль Луны здесь довольно любопытна: в сфере действия Сатурна (Козерог) она в падении, т. е. слабая. Воспользовавшись принципом бу-се (воздействие на противоположный меридиан[14]), можно понять, почему возникла привязка сфиры Йесод к Луне. Подобное мы заметим и далее.
Современная астрология, знающая транссатурновые планеты и отводящая им в качестве домов бывшие "вторые" владения планет традиционных, помещает во втором (ночном) доме Сатурна, Водолее, планету Уран, уравновешивая таким образом стихии воздуха (обоняние) и земли (фундамент храма).
Человек представлен, как известно, двумя исостасями — мужчиной и женщиной. В сфире Йесод муладхара в своей земной, козерожьей форме (Сатурн) проявляется у женщин — недаром Сатурн в некоторых школах принимается за символ матери в гороскопе ребенка[15], — у мужчин же он проявляется в форме воздушной, водолейной (Уран) 5.
Тут, конечно, может вновь возникнуть вопрос о древнееврейской клятве — клялись ведь только мужчины. Если сатурнический характер клятвы еще можно объяснить (Ягве — сатурнический бог), то как с ней связан Уран? Однако тому есть даже несколько объяснений: вспомните чисто маскулинный характер древнегреческого бога Урана или родственного ему индийского Варуну, и т. п. Кроме того, в представлениях Крийя-йоги и в космогонических представлениях многих народов "воздух и огонь — мужские начала, а земля и вода — женские"[16].
Из священных имен этой сфире соответствует Шаддай — Тот, который довлеет. Числовое значение имени — 8.
Далее. Из шести тяньтайских "обыкновенных" миров Йесоду соответствуют:
— мир ада ("луна ада", Сатурн) для стихии земли; — мир голодных духов ("луна голодных духов", отождествляемая с обычной луной[13]; впрочем, рассуждения, позволяяющие перейти от Луны к Урану, несложны). Стихия — воздух.
Свадхистхана
Восьмая сфира — Ход (собств. "отражение света или звука", ср. греч. "эхо", рус. "гудеть"; позже это слово приобрело значение "слава", добрая или худая). Вторая чакра, свадхистхана, шестилепестковый лотос цвета киновари с полумесяцем на чашечке (богини Луны и Венеры во многих мифологиях смешивались и переходили одна в другую).
Свадхистхана олицетворяет отношение к другим людям (в т. ч. секс), чувство вкуса и стихию воды. Ей соответствует точка чжун-цзи ("средняя точка вершины", VC3), расположенная ниже пупка на 4 цуня.
На нашей схеме ей соответствуют знак Рыб и планета Нептун у женщин и знак Стрельца с планетой Юпитер у мужчин. Говоря о Нептуне для женщин, можно вспомнить о ритуальных очищениях (омовениях), предписываемых женщинам древнееврейским трактатом "Тахарот"[17].
Из священных имен это — Элохим Цваот (Саваоф), Бог воинств. Число — 9.
Из тяньтайских миров это:
— мир животных ("луна скотов", Венера: о связи Венеры с Нептуном нечего и говорить) для стихии воды; — мир человека ("луна людей", Меркурий. Насколько здесь правомерен Меркурий, утверждать трудно; впрочем, Меркурий достаточно полиморфен, а кроме того, здесь также можно применить правило бу-се — воздействие на противоположный меридиан: Стрелец и Рыбы — места изгнания Меркурия, он требует усиления. К этому мы еще вернемся).
Манипура
Седьмая сфира, Нецах (от халд. "нейца'х" — превозмогать, одолевать, трад. перевод — Победа. Совр. раввины огласовывают как "не'цах" — Вечность). Из священных имен это вновь Саваоф, но уже как Саваоф-Ягве (Йехова-Цваот). Число имени — 3.
Третья чакра, манипура — "Чакра алмазного города", центр обмена энергией с другими людьми, чувство зрения и стихия огня. Точка шуй-фэнь ("водораспределение", VC9), выше пупка на 1 цунь.
Астрологические соответствия: Марс и Овен у мужчин (Победа), Плутон и Скорпион — у женщин (Вечность). Венера в изгнании.
Миры:
— мир Ашуры ("луна титанов", Марс), стихия огня;
— мир неба ("луна богов", Плутон), стихия воды: Скорпион — водный знак. "И текут по-над водами вечности пасхальной сирени цветы", как писал греческий поэт Одиссеас Элитис.
О седьмой и восьмой сфирот сказано также: "Нецах и Ход — это ноги... Точные весы символизируют две надежные опоры — сфирот Нецах и Ход[7].
Мир творчества
Перейдем теперь к мирам невидимым. Первый из них — царство чувств, Мир Творчества, Олам ха-Бриа (от "бара'", на конце алеф: творить, создавать). Это — те образы, которые еще не претворились в действительность, идеи вещей, законы: "Закон связан со сфирой Гвура (пятой); правосудие — со срединным столпом, на котором покоится мироздание, — сфирой Тиферет (шестой) "[7]. Гвура, кроме того, обозначает левую руку, Хесед (четвертая сфира) — правую, Тиферет же — туловище.
Из буддийских (тяньтайских) миров это — три из четырех духовных, "святых" миров. Планетарные соответствия к святым мирам не приводятся; читатель, знакомый с астрологией, волен связать их с теми или иными гипотетическими планетами. Мы же применим к ним ту же логику, что и выше.
Анахата
Шестая сфира — Тиферет (от "па'ар", украшать, хотя напрашивается аналогия и с "пар" — бык, Телец), традиционный перевод — Красота. Эта сфира олицетворяет, как уже говорилось, туловище, "срединный столп", на котором покоится мироздание. Из священных имен ей соответствует Элоха, число — 6.
Четвертая чакра, анахата (переводится как "безударная"[1] — или от санскр. "ана", дыхание?) — симпатия. Двенадцатилепестковый лотос цвета охры. В чашечке — два перекрещивающихся треугольника, напоминающие звезду Давида. Связана с дыханием и стихией воздуха.
Из планет и знаков для женщин — Венера и Телец (земля), для мужчин — Венера и Весы (воздух). Из точек — цзю-вэй ("хвост голубя", VC15, между сосками).
Весы и Телец — места падения Марса (и Плутона).
"Мир слушающих голос".
Вишуддха
Пятая сфира, Гвура (Сила, от "гавар" — быть сильным; озн. тж. власть, могущество), Закон[7]. Казалось бы, исключительно юпитерианская характеристика, но мы уже догадываемся, что Юпитер здесь как раз слабый: в Близнецах и Деве он в падении. Из священных имен — Элохим, число 5.
Пятая чакра, вишуддха ("очищенная" — помните трактат "Тахарот" об очищениях и Меркурий в сфире Ход?), связанная с понятием пространства. Шестнадцатилепестковый лотос дымчатого цвета. В чашечке лотоса — круг, символ эфира. Обозначает творческую силу, способность самовыражения (напрашивается аналогия с Тузом Жезлов, картой младших арканов Таро). Стихией ее считается "пятый элемент" древних, эфир. Точка — тянь-ту (VC22), "небесная тропа", в центре яремной ямки грудины.
Для женщин — Меркурий и Дева, для мужчин — Меркурий и Близнецы, места падения Юпитера (и Нептуна).
"Мир идущих к просветлению". Недаром А. Подводный указывает, что "уровни вишуддхи, аджны и сахасрары (т. е. в нашем понимании меркуриальный — Буддхи, солнечно-лунный — Атман и самый высший — Абсолют или Брахман) достигаемы для воплощенного человека только медитативно"[18]. Подтверждение тому находим и в семи ступенях йогического самосовершенствования (по порядку снизу вверх): Раджа- йога самадхи (сосредоточение) дхьяна (медитация) пранаяма (дыхание) Крийя- йога пратьяхара (абстрагирование) мудра (жесты) асана (позы) шаткарма (очищение, яма и нияма)
Аджна
Четвертая сфира, Хесед ("от "хасад" — стремиться к добру, быть великодушным, отсюда "хасид"): доброта, Милосердие. Из священных имен — Эл, число 4.
Шестая чакра, аджна, "третий глаз", Око мудрости[12] — способность духовного видения. Белый двухлепестковый лотос. Пашьянти-вач — мысленная, неартикулируемая речь. В чашечке лотоса — треугольник вершиной вниз, а в нем — мантра Ом. Связана с понятием времени и царством образов. Сфера светил — Солнца и Луны, ибо кто лучше них олицетворяет для нас понятие времени?
Из точек ей соответствует т. н. внемередеанальная точка инь-тан ("опечатанный дворец"), хотя и расположенная на переднесрединном меридиане (в центре надпереносья, между бровями), однако традиционно в меридиан VC не включаемая.
Для женщин это — Луна и Рак, для мужчин — Солнце и Лев. Сатурн и Уран здесь соответственно в изгнании.
"Мир бодисатв".
Мир эманаций
Сахасрара
Далее нас ожидает высший из духовных миров, Олам ха-Ацилут (от "ацал" — выделять, отлагать), Мир Эманаций. В него входят три сфирот: "Хохма (Мудрость) — мозг, вместилище мысли; Бина (Понимание) — сердце, ибо говорится: сердце постигает. И про две последние сфирот сказано: Тайны ведомы лишь Господу, Богу нашему (Второз. 29: 28); Кетер Эльон (Высший венец) — царская корона, как сказано: В начале возвещает о том, что произойдет в конце (Ис. 46: 10) "[7].
Это — высшее царство, царство космического Разума, в тяньтайском буддизме — последний из четырех "святых миров", мир Будды. Сфирот, входящие в него, объединены, ибо они, как указано в комментарии к Минже[7], "не раскрываются в мире, на что, среди прочего, указывает их соответствие внутренним органам человека". Корона же, Кетер — не просто макушка головы, а то, что н а д головой, "место, на которое возлагают тфилин (коробочки с молитвенными текстами — Н. М.) "[7].
Числа 1, 2 и 3 у китайцев означают "небо, земля, человек". Как сказано в книге Дао Дэ-цзин: "От Истины рожден Один, От Одного явились Два, из Двух образовались Три, из Трех — все множество вещей"[19]. Кроме того, это и христианская Троица, и Три великих тайных закона буддизма, и пр.
Поэтому этот мир начинается с Сатурном и з а Сатурном, олицетворяя для европейцев высшие планеты, а для индийцев — Голову и Хвост Дракона (считавшиеся самыми влиятельными из планет).
Отсюда и его соответствие тысячелепестковой сахасраре, чакре, олицетворяющей венец бытия, обитель чистого сознания Шивы.
Из точек это — 21-я точка заднесрединного меридиана VG21 (20) цянь-дин, "передний холм"; впрочем, это соответствие достаточно условно, так как сахасрара качественно отличается от других чакр, поэтому прямого соответствия на теле человека ей быть не может.
Теперь о сфирот.
Третья сфира, Бина (от "бин" — размежевывать, распознавать: ср. бритва Оккама или чжэнмин — "исправление понятий" у конфуцианцев), характеризуется Сатурном: вратами, ведущими от одного воплощения к другому. Из священных имен ей соответствует Йехова (Ягве), классическая тетраграмма, с числом 8.
Вторая, Хохма, в своей софийности сопоставляемая со всем Зодиаком в целом, есть олицетворение Мудрости. Корень "хахам" (делаться мудрым) сходет с "хэк" — небо, гортань (ср. рус. небо и небо), означающим также "уста" (см. о Малкут!). Из священных имен это — Ях, древний еврейский (и египетский) лунный бог мудрости и письма, почитавшийся в Гермополе и отождествляемый с Тотом. Число имени — 6.
И, наконец, первая и высшая сфира — Кетер, Венец, вершина триграммы и всех десяти сфирот, супер-эго. Имя Эхие, число 3. "Мир архетипов, содержащий в себе все идеи в их первозданной божественной чистоте — это и есть Кетер"[6].
В разных культурах сложились свои системы так называемых сакральных ("священных") чисел: так, греки выделяли четыре стихии, китайцы — пять, монголы — шесть, буддисты — восемь... Семерка, восьмерка и десятка, не говоря уже о двенадцати (знаки Зодиака), сакральны почти повсеместно, однако в каждой культуре они интерпретируются и структурируются по-разному, поэтому свести их воедино не удается.
Так, Зодиак на Востоке и на Западе включает двенадцать знаков, однако "наложить" круг фигур Птолемея на круг животных очень трудно: и границы секторов не совпадают, и характер у героев древнегреческих мифов не тот, что у китайских. Что уж тут говорить о совмещении семерки с десяткой (чакры и сфирот)?
Поэтому эти системы обычно и не совмещают, а пользуются ими раздельно. Они совместимы лишь на философском (космологическом) уровне, когда речь заходит об изучении всеобщих закономерностей устройства мира и человека, и окказионально, то есть применительно к той или иной практической потребности.
Такая потребность недавно у меня возникла. Меня спросили, можно ли по космограмме узнать, какие чакры у человека работают. Поскольку прежде я не задумывался над этим, то и ответил, что не знаю. Но проблема меня заинтересовала. В ходе ее изучения выяснился ряд интересных закономерностей, о которых я и хочу рассказать.
Чакр вообще известно довольно много, но на первой стадии анализа я ограничился системой семи, точнее, шести классических чакр (шат- чакра нирупана[1]: седьмую, высшую чакру в ней выделяют особо[2]), и семью классическими планетами.
Сразу же оказалось, что в мировой практике по этому вопросу нет единства. На Западе (и у нас) обычно предпочитают сопоставлять чакры и планеты просто в восходящем порядке:
Сахасрара Сатурн (и высшие планеты)
Аджна Юпитер
Вишуддха Марс
Анахата Солнце
Манипура Венера
Свадхистхана Меркурий
Муладхара Луна
Естественно было проверить, как сопоставляют чакры и планеты сами индийцы. Оказалось, что они придерживаются того же принципа, только порядок следования ("старшинства") планет у них несколько иной[3]:
Сахасрара Меркурий
Аджна Юпитер
Вишуддха Венера
Анахата Сатурн
Манипура Солнце
Свадхистхана Луна
Муладхара Марс
Санкт-Петербургский астрологи Семира и В. Веташ[4], также занимавшиеся этой проблемой, предлагают свой порядок:
(сахасрара Нептун)
аджна Нептун, Прозерпина
вишуддха Меркурий, Уран
анахата Луна, Сатурн
манипура Солнце, Юпитер
свадхистхана Венера, Плутон
муладхара Марс, Вулкан
Верхняя чакра, сахасрара, приводится условно, потому что Семира и В. Веташ также выделяют ее из общего ряда. Кроме того, санкт- петербургские коллеги сопоставили чакры с десятью сфирот (или, как еще говорят, сефирот), что придало моим поискам новое интересное направление. Но об этом чуть позже. Схема же у них получилась такая: сахасрара Кетер аджна Хохма, Бина вишуддха Хесед, Гвура анахата Тиферет манипура Ход, Нецах свадхистхана Йесод муладхара Малкут
Наконец, у британской исследовательницы Барбары Шермер[5] я нашел еще одну схему, в основе которой лежит учение Крийя-Йоги:
Чакра для мужчин/ для женщин
аджна Солнце (Лев)/ Луна (Рак)
вишуддха Меркурий (Близнецы)/ Меркурий (Дева)
анахата Венера (Весы)/ Венера (Телец)
манипура Марс (Овен)/ Плутон (Скорпион)
свадхистхана Юпитер (Стрелец)/ Нептун (Рыбы)
муладхара Уран (Водолей)/ Сатурн (Козерог)
Почему отсутствует седьмая чакра, читатель уже знает: это не следующий по номеру член ряда, а качественно иная сущность, объединяющая предыдущие. Логически достраивая эту схему, высшую чакру можно связать с лунными узлами (Голова и Хвост Дракона), которые индийцы включают в ряд планет на равных правах с остальными.
Так или иначе, эта схема оказалась и более дифференцированной, и более логичной, чем предыдущие, потому что уже представляла собой синтез нескольких систем, к тому же выполненный на достаточно высоком уровне. Оставалось лишь соединить ее с другими системами, уровень проработки которых был бы по крайней мере не ниже, чем у этой. В результате получилась следующая схема (см. рис.). На рисунке показаны не все, а лишь важнейшие элементы схемы, остальные описываются в тексте. Знаки Зодиака на центральном круге не следуют друг за другом по часовой стрелке или против, а даны "вразбивку", чтобы не разбивать фигуру андрогина на мужские и женские элементы в шахматном порядке.
(прим. редактора: схему найти не удалось, если у кого-то есть - свяжитесь через форму обратной связи)
А теперь — комментарии к схеме.
Еврейские ученые насчитывали десять сфер или оболочек — сфирот, сопоставляемых с десятью именами Бога. "Само слово "сефирот" переводится как "счисления", во множественном числе, что подчеркивает многоплановость этого понятия. Со словом "сефир" этимологически связано через арабский язык наше слово "цифра", и сефироты действительно сопоставляются числовым понятиям от одного (Кетер) до десяти (Малькут), по числу пальцев рук. Они противопоставляются друг другу как 5 против 5-ти, но в каждом таком противопоставлении сефирот заложено их единство... Сефирот — это не только число и соответствующая ему идея, но целый архетипический образ, универсальный и для человека, и с точки зрения Космоса"[6].
Кроме того, ученые-каббалисты делили мир (миры) на две большие части — видимую и невидимую: "Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем десять сфирот, чтобы с их помощью управлять мирами скрытыми, которые невидимы, и мирами открытыми... "[7] К видимым мирам относится Земля, на которой мы живем, то есть сама наша планета как "реальность, данная нам в ощущениях" (Асия, от "аса" — созидать, творить, ср. греч. "усия", сущность; любопытно также сходство — или сродство? — с числительным "эсэр", десять), а также ее тварный мир, то есть Творение (Йецира, от "йецер" — выделывать, ваять).
"... Ты сотворил небо и землю, и создал из них Солнце, Луну, звезды и планеты, а на земле — деревья, разнообразные растения, райский сад, травы, диких и домашних животных, птиц, рыб и людей"[7].
Отсюда — названия первых двух миров.
Мир реального
Мир Реального или Общий мир (Олам ха-Асия, ср. с санскр. "саха-лока" — населенный мир), включающий одну-единственную (десятую) сфиру, Малкут (Царство), носящую, однако, "общий" характер: "Ты создал этот мир таким, что, созерцая его, можно получить представление о его прообразе — высшем мире"[7]. Сказано также, что "конец заложен в начале"[8] и, таким образом, в сфире Малкут отражаются высшие сфирот — первая, вторая и третья, о которых речь пойдет позже. Ср. также с названием высшей, седьмой чакры — сахасрара. Из чакр сфире Малкут прямо не соответствует ни одна; лишь сахасрара, эта всеобъемлющая, качественно иная сущность, присутствует в ней в непроявленной форме.
Мир творения
Второй мир, мир Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы), включает три сфирот. В Махаяне также говорится о существовании "десяти взаимопроникающих миров", особенно разработанных в тяньтайском направлении буддизма[9]. При этом наш мир, саха-лока, в их число не включается, ибо эти миры представляют собой десять состояний существования — шесть "обыкновенных" (видимых) и четыре "святых" (невидимых). Так складывается вполне логичная схема увязки трех сфирот видимого Мира Творения с шестью первыми мирами Махаяны. Из чакр же к этому миру относятся три первые — муладхара, свадхистхана и манипура.
Муладхара
Итак, Мир Творения начинается с девятой сфиры, именуемой Йесод — фундамент, основа здания, форма. "Йесод — завершение туловища, знак священного завета"[7]. Туловище завершается половыми органами, точнее, точкой хуэй-инь ("слияние инь", VC1): "чакры суть части сукшма шарира (эфирного тела — Н. М.), но в вашей физиологии и анатомии есть точки, соответствующие им"[10]. Соответствия с точками переднесрединного меридиана (VC) можно найти практически для всех чакр.
Эта точка соответствует муладхаре, связанной со строительством и "фундаментом" храма нашего тела (ее название означает "коренная"[1]), с тем, что мы получили из прошлых воплощений, с чувством обоняния и стихией земли. Ведь, как известно, древние евреи клялись, положив руку "под стегно" — свое или отца своего. Не прибегая к обширному лингвистическому комментарию, укажем, что имелись в виду половые органы[11].
Тем более, что сама муладхара изображается в виде красного лотоса с четырьмя лепестками, в чашечке которого расположен треугольник, а в треугольнике — фаллический символ Шивы, сваямбху- линга[12].
В традиционной схеме, следующей расположению планет "от Земли" и выше — Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн — этой сфире, а также этой чакре должна была бы соответствовать Луна. Однако из кармической астрологии известно, что важнейшей кармической планетой является Сатурн — "врата перехода из одной земной жизни в другую"[13]. Кроме того, Сатурн отвечает за формообразование, оформление: вот смысл сфиры Йесод. Таким образом, сфире Йесод и муладхаре соответствуют Сатурн и Козерог.
Роль Луны здесь довольно любопытна: в сфере действия Сатурна (Козерог) она в падении, т. е. слабая. Воспользовавшись принципом бу-се (воздействие на противоположный меридиан[14]), можно понять, почему возникла привязка сфиры Йесод к Луне. Подобное мы заметим и далее.
Современная астрология, знающая транссатурновые планеты и отводящая им в качестве домов бывшие "вторые" владения планет традиционных, помещает во втором (ночном) доме Сатурна, Водолее, планету Уран, уравновешивая таким образом стихии воздуха (обоняние) и земли (фундамент храма).
Человек представлен, как известно, двумя исостасями — мужчиной и женщиной. В сфире Йесод муладхара в своей земной, козерожьей форме (Сатурн) проявляется у женщин — недаром Сатурн в некоторых школах принимается за символ матери в гороскопе ребенка[15], — у мужчин же он проявляется в форме воздушной, водолейной (Уран) 5.
Тут, конечно, может вновь возникнуть вопрос о древнееврейской клятве — клялись ведь только мужчины. Если сатурнический характер клятвы еще можно объяснить (Ягве — сатурнический бог), то как с ней связан Уран? Однако тому есть даже несколько объяснений: вспомните чисто маскулинный характер древнегреческого бога Урана или родственного ему индийского Варуну, и т. п. Кроме того, в представлениях Крийя-йоги и в космогонических представлениях многих народов "воздух и огонь — мужские начала, а земля и вода — женские"[16].
Из священных имен этой сфире соответствует Шаддай — Тот, который довлеет. Числовое значение имени — 8.
Далее. Из шести тяньтайских "обыкновенных" миров Йесоду соответствуют:
— мир ада ("луна ада", Сатурн) для стихии земли; — мир голодных духов ("луна голодных духов", отождествляемая с обычной луной[13]; впрочем, рассуждения, позволяяющие перейти от Луны к Урану, несложны). Стихия — воздух.
Свадхистхана
Восьмая сфира — Ход (собств. "отражение света или звука", ср. греч. "эхо", рус. "гудеть"; позже это слово приобрело значение "слава", добрая или худая). Вторая чакра, свадхистхана, шестилепестковый лотос цвета киновари с полумесяцем на чашечке (богини Луны и Венеры во многих мифологиях смешивались и переходили одна в другую).
Свадхистхана олицетворяет отношение к другим людям (в т. ч. секс), чувство вкуса и стихию воды. Ей соответствует точка чжун-цзи ("средняя точка вершины", VC3), расположенная ниже пупка на 4 цуня.
На нашей схеме ей соответствуют знак Рыб и планета Нептун у женщин и знак Стрельца с планетой Юпитер у мужчин. Говоря о Нептуне для женщин, можно вспомнить о ритуальных очищениях (омовениях), предписываемых женщинам древнееврейским трактатом "Тахарот"[17].
Из священных имен это — Элохим Цваот (Саваоф), Бог воинств. Число — 9.
Из тяньтайских миров это:
— мир животных ("луна скотов", Венера: о связи Венеры с Нептуном нечего и говорить) для стихии воды; — мир человека ("луна людей", Меркурий. Насколько здесь правомерен Меркурий, утверждать трудно; впрочем, Меркурий достаточно полиморфен, а кроме того, здесь также можно применить правило бу-се — воздействие на противоположный меридиан: Стрелец и Рыбы — места изгнания Меркурия, он требует усиления. К этому мы еще вернемся).
Манипура
Седьмая сфира, Нецах (от халд. "нейца'х" — превозмогать, одолевать, трад. перевод — Победа. Совр. раввины огласовывают как "не'цах" — Вечность). Из священных имен это вновь Саваоф, но уже как Саваоф-Ягве (Йехова-Цваот). Число имени — 3.
Третья чакра, манипура — "Чакра алмазного города", центр обмена энергией с другими людьми, чувство зрения и стихия огня. Точка шуй-фэнь ("водораспределение", VC9), выше пупка на 1 цунь.
Астрологические соответствия: Марс и Овен у мужчин (Победа), Плутон и Скорпион — у женщин (Вечность). Венера в изгнании.
Миры:
— мир Ашуры ("луна титанов", Марс), стихия огня;
— мир неба ("луна богов", Плутон), стихия воды: Скорпион — водный знак. "И текут по-над водами вечности пасхальной сирени цветы", как писал греческий поэт Одиссеас Элитис.
О седьмой и восьмой сфирот сказано также: "Нецах и Ход — это ноги... Точные весы символизируют две надежные опоры — сфирот Нецах и Ход[7].
Мир творчества
Перейдем теперь к мирам невидимым. Первый из них — царство чувств, Мир Творчества, Олам ха-Бриа (от "бара'", на конце алеф: творить, создавать). Это — те образы, которые еще не претворились в действительность, идеи вещей, законы: "Закон связан со сфирой Гвура (пятой); правосудие — со срединным столпом, на котором покоится мироздание, — сфирой Тиферет (шестой) "[7]. Гвура, кроме того, обозначает левую руку, Хесед (четвертая сфира) — правую, Тиферет же — туловище.
Из буддийских (тяньтайских) миров это — три из четырех духовных, "святых" миров. Планетарные соответствия к святым мирам не приводятся; читатель, знакомый с астрологией, волен связать их с теми или иными гипотетическими планетами. Мы же применим к ним ту же логику, что и выше.
Анахата
Шестая сфира — Тиферет (от "па'ар", украшать, хотя напрашивается аналогия и с "пар" — бык, Телец), традиционный перевод — Красота. Эта сфира олицетворяет, как уже говорилось, туловище, "срединный столп", на котором покоится мироздание. Из священных имен ей соответствует Элоха, число — 6.
Четвертая чакра, анахата (переводится как "безударная"[1] — или от санскр. "ана", дыхание?) — симпатия. Двенадцатилепестковый лотос цвета охры. В чашечке — два перекрещивающихся треугольника, напоминающие звезду Давида. Связана с дыханием и стихией воздуха.
Из планет и знаков для женщин — Венера и Телец (земля), для мужчин — Венера и Весы (воздух). Из точек — цзю-вэй ("хвост голубя", VC15, между сосками).
Весы и Телец — места падения Марса (и Плутона).
"Мир слушающих голос".
Вишуддха
Пятая сфира, Гвура (Сила, от "гавар" — быть сильным; озн. тж. власть, могущество), Закон[7]. Казалось бы, исключительно юпитерианская характеристика, но мы уже догадываемся, что Юпитер здесь как раз слабый: в Близнецах и Деве он в падении. Из священных имен — Элохим, число 5.
Пятая чакра, вишуддха ("очищенная" — помните трактат "Тахарот" об очищениях и Меркурий в сфире Ход?), связанная с понятием пространства. Шестнадцатилепестковый лотос дымчатого цвета. В чашечке лотоса — круг, символ эфира. Обозначает творческую силу, способность самовыражения (напрашивается аналогия с Тузом Жезлов, картой младших арканов Таро). Стихией ее считается "пятый элемент" древних, эфир. Точка — тянь-ту (VC22), "небесная тропа", в центре яремной ямки грудины.
Для женщин — Меркурий и Дева, для мужчин — Меркурий и Близнецы, места падения Юпитера (и Нептуна).
"Мир идущих к просветлению". Недаром А. Подводный указывает, что "уровни вишуддхи, аджны и сахасрары (т. е. в нашем понимании меркуриальный — Буддхи, солнечно-лунный — Атман и самый высший — Абсолют или Брахман) достигаемы для воплощенного человека только медитативно"[18]. Подтверждение тому находим и в семи ступенях йогического самосовершенствования (по порядку снизу вверх): Раджа- йога самадхи (сосредоточение) дхьяна (медитация) пранаяма (дыхание) Крийя- йога пратьяхара (абстрагирование) мудра (жесты) асана (позы) шаткарма (очищение, яма и нияма)
Аджна
Четвертая сфира, Хесед ("от "хасад" — стремиться к добру, быть великодушным, отсюда "хасид"): доброта, Милосердие. Из священных имен — Эл, число 4.
Шестая чакра, аджна, "третий глаз", Око мудрости[12] — способность духовного видения. Белый двухлепестковый лотос. Пашьянти-вач — мысленная, неартикулируемая речь. В чашечке лотоса — треугольник вершиной вниз, а в нем — мантра Ом. Связана с понятием времени и царством образов. Сфера светил — Солнца и Луны, ибо кто лучше них олицетворяет для нас понятие времени?
Из точек ей соответствует т. н. внемередеанальная точка инь-тан ("опечатанный дворец"), хотя и расположенная на переднесрединном меридиане (в центре надпереносья, между бровями), однако традиционно в меридиан VC не включаемая.
Для женщин это — Луна и Рак, для мужчин — Солнце и Лев. Сатурн и Уран здесь соответственно в изгнании.
"Мир бодисатв".
Мир эманаций
Сахасрара
Далее нас ожидает высший из духовных миров, Олам ха-Ацилут (от "ацал" — выделять, отлагать), Мир Эманаций. В него входят три сфирот: "Хохма (Мудрость) — мозг, вместилище мысли; Бина (Понимание) — сердце, ибо говорится: сердце постигает. И про две последние сфирот сказано: Тайны ведомы лишь Господу, Богу нашему (Второз. 29: 28); Кетер Эльон (Высший венец) — царская корона, как сказано: В начале возвещает о том, что произойдет в конце (Ис. 46: 10) "[7].
Это — высшее царство, царство космического Разума, в тяньтайском буддизме — последний из четырех "святых миров", мир Будды. Сфирот, входящие в него, объединены, ибо они, как указано в комментарии к Минже[7], "не раскрываются в мире, на что, среди прочего, указывает их соответствие внутренним органам человека". Корона же, Кетер — не просто макушка головы, а то, что н а д головой, "место, на которое возлагают тфилин (коробочки с молитвенными текстами — Н. М.) "[7].
Числа 1, 2 и 3 у китайцев означают "небо, земля, человек". Как сказано в книге Дао Дэ-цзин: "От Истины рожден Один, От Одного явились Два, из Двух образовались Три, из Трех — все множество вещей"[19]. Кроме того, это и христианская Троица, и Три великих тайных закона буддизма, и пр.
Поэтому этот мир начинается с Сатурном и з а Сатурном, олицетворяя для европейцев высшие планеты, а для индийцев — Голову и Хвост Дракона (считавшиеся самыми влиятельными из планет).
Отсюда и его соответствие тысячелепестковой сахасраре, чакре, олицетворяющей венец бытия, обитель чистого сознания Шивы.
Из точек это — 21-я точка заднесрединного меридиана VG21 (20) цянь-дин, "передний холм"; впрочем, это соответствие достаточно условно, так как сахасрара качественно отличается от других чакр, поэтому прямого соответствия на теле человека ей быть не может.
Теперь о сфирот.
Третья сфира, Бина (от "бин" — размежевывать, распознавать: ср. бритва Оккама или чжэнмин — "исправление понятий" у конфуцианцев), характеризуется Сатурном: вратами, ведущими от одного воплощения к другому. Из священных имен ей соответствует Йехова (Ягве), классическая тетраграмма, с числом 8.
Вторая, Хохма, в своей софийности сопоставляемая со всем Зодиаком в целом, есть олицетворение Мудрости. Корень "хахам" (делаться мудрым) сходет с "хэк" — небо, гортань (ср. рус. небо и небо), означающим также "уста" (см. о Малкут!). Из священных имен это — Ях, древний еврейский (и египетский) лунный бог мудрости и письма, почитавшийся в Гермополе и отождествляемый с Тотом. Число имени — 6.
И, наконец, первая и высшая сфира — Кетер, Венец, вершина триграммы и всех десяти сфирот, супер-эго. Имя Эхие, число 3. "Мир архетипов, содержащий в себе все идеи в их первозданной божественной чистоте — это и есть Кетер"[6].
Последний раз редактировалось: Edelweis (Чт Май 28, 2015 10:40 pm), всего редактировалось 4 раз(а)